Буй – плавучий знак в виде цилиндрического поплавка с ажурной надстройкой, устанавливаемой на якоре.
Буйреп, буйрептрос – снасть от якорного буйка.
Булинь – снасть для оттяжки шкаторины (края) паруса к ветру.
Бушлат – род верхней одежды матросов, форменная двубортная чёрная куртка на тёплой подкладке.
Бушприт (бугшприт) – горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна. Служит для постановки косых треугольных парусов – кливеров впереди фокмачты.
Валёк – утолщённая часть вёсла.
Ванты – снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются с боков мачты, стеньги и брамстеньги.
Ватерлиния – грузовая черта, по которую судно углубляется в воду.
Вахта – вид дежурства на судне, для несения которого выделяется часть личного состава. Вахтами называются также определённые промежутки времени суток, в течение которых несётся эта служба одной сменой. Обычно сутки делятся на пять вахт: 1) с полудня до 6 часов вечера; 2) с 6 часов вечера до полуночи; 3) с полуночи до 4 часов утра; 4) с 4 часов до 8 часов утра; 5) с 8 часов утра до полудня.
Вельбот – лёгкая быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять – шесть распашных вёсел.
Вымбовка – деревянный рычаг, вставляемый в шпиль для вращения его вручную.
Вымпел – длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на брамстеньге; поднимается на кораблях с начала кампании и спускается с окончанием её.
Гак – железный или стальной крюк, употребляемый на судах.
Гакаборт – верхняя закруглённая часть кормовой оконечности судна.
Галиот – небольшое парусное острокильное двухмачтовое судно с круглой кормой и косым вооружением.
Галс (курс корабля относительно ветра). – Если ветер дует с левой стороны, то говорят, что судно идёт левым галсом; если же с правой, то – правым галсом. Лечь на другой галс – повернуть так, чтобы ветер, дувший, например, в правую сторону судна, стал дуть в его левую сторону. Сделать галс – пройти одним галсом, не поворачивая.
Гик – горизонтальное рангоутное дерево, по которому растягивается нижняя шкаторина (край) триселя или бизани.
Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять на гитовы – подобрать парус гитовами.
Гордень – снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок и служащая для подъёма грузов и уборки парусов; даёт тяге удобное направление без выигрыша в силе.
Грот – 1) нижний прямой парус на гротмачте; 2) составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса гротмачты.
Гротмарс – марс на гротмачте.
Грот мачта – вторая мачта, считая с носа.
Гротруслень – площадка снаружи борта судна на высоте палубы; к русленям крепятся ванты.
Грота – составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных ниже марса гротмачты.
Загребной – гребец, сидящий на шлюпке первыми от кормы; по нему равняются все остальные.
Зюйдвестка – непромокаемая шляпа с большими полями.
Каболка – пеньковая нить; составная часть всякого троса, свитая из волокон пеньки по солнцу.
Каботажное судно – судно, осуществляющее перевозки вдоль берега.
Картушка (на компасе) – бумажный или слюдяной круг, соединённый с магнитной стрелкой. Круг разделён на 32 деления, называемых румбами, и на градусы. Каждое деление, кроме того, разделяется на четыре части (на четверти румба).
Каюткомпания – большая каюта для общего пользования командного состава.
Квадрант – старинный угломерный астрономический инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом и угловых расстояний между светилами. Лимб квадранта составляет 1/4 часть окружности.
Кильватер – 1) струя сзади судна, образующаяся при его ходе; 2) строй, когда корабли идут один за другим.
Кильсон – продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов